6

Декабрь
2016

Конституция – основа демократического правового государства

Принятие главного закона – Конституции Республики Узбекистан стало своеобразным свидетельством появления нового суверенного государства со светлым будущим в качестве важного политического правового документа.

Человек не может организовать свою жизнь без внимания к бытию, его законам. Поэтому старается пошире узнать его особенности и нормы в самопознании и изучении.

Термин Конституция означает основной закон государства,правовой акт, который провозглашает и гарантирует права и свободы человека и гражданина, определяет основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу.

30 ноября 2016 года на филиале “Тошкент шаҳар телефон тармоғи” АК “Узбектелеком” было проведено мероприятие, посвященное 24-летию со дня принятия Конституции Республики Узбекистан, на котором собрании со своим докладом выступил доцент Ташкентского Государственного юридидического университета, кандидат юридических наук Хайдарали Мухамедов.

Еще в конце 80-х годов стала очевидной необходимость конституционной реформы. После про-возглашения государственного суверенитета общество не могла удовлетворить советская Конституция, принятая при старом общественно-государственном строе (1978 г.), в рамках конституционной системы бывшего СССР. Не увенчалась успехом и попытка приспособить старую Конституцию к новым реалиям. Свыше 100 изменений и дополнений, внесенных в ее текст, лишили ее внутренней логики и породили многочисленные противоречия.

Конституционная реформа в Узбекистане была эволюционной и непрерывной. Еще в марте 1990 г. в период существования СССР Узбекистан первым из союзных республик ввел президентскую форму правления. Это было началом реорганизации и об-новления политико-правовой системы в Узбекистане. В июне 1990 г. были приняты Декларация о суверенитете и Постановление Верховного Совета республики о создании Конституционной комиссии для разработки новой Конституции Узбекистана. В юридическом смысле эти акты были новыми, поскольку в теории и практике государственно-правового строительства Узбекистана они принимались и проводились впервые.

Новая Конституция 1992 г. стала "визитной карточкой" суверенного Узбекистана. Она воплощает в себе традиции многовековой собственной юридической истории и принципы мирового конституционного опыта. Если рассматривать новую узбекскую Конституцию в связи с мировым конституционным развитием, то можно сказать, что она последовательно вписывается в ряд конституций "второго поколения", принятых в западноев-ропейских странах после окончания второй мировой войны.

Республика Узбекистан в своей Конституции провозгласила приверженность правам человека и принципам государственного суверенитета, подтвердила верность нашей независимой страны идеалам демократии и социальной справедливости, признала приоритет общепринятых норм международного права. Конституция законодательно закрепила многовековую мечту узбекского народа о свободе и восстановлении национальной государственности, возрождении славных традиций предшествующих поколений, их богатого духовного наследия. Каждый гражданин Республики Узбекистан ощущает влияние Конституции на жизнь своей страны, реализует заложенные в ней идеи свободы и равноправия.

Важнейшее политическое право - право на объединение – касается политической и иной деятельности в сфере общественной жизни, являясь основополагающим условием существования демократического государства и гражданского общества. Специфика конституционного закрепления свободы объединения граждан в Узбекистане заключается в следующем.

В статье 34 Конституции гарантируется право граждан "объединяться в профессиональные союзы, политические партии и другие общественные объединения, участвовать в массовых движениях". Статья 56 Конституции вносит еще большую определенность в понятие "общественные объединения". В ней говорится: "Общественными объединениями в Республике Узбекистан признаются профессиональные союзы, политические партии, общества ученых, женские организации, организации ветеранов и молодежи, творческие союзы, массовые движения и иные объединения граждан, зарегистрированные в установленном законом порядке".

Выборы - важнейший инструмент волеизъявления народа. Проводимые в соответствии с законом и в установленные сроки, они выявляют связь между волей народа и представительными органами. Выборы Президента, депутатов Олий Мажлиса, областных, районных и городских Советов народных депутатов проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (часть вторая статьи 117).

Все граждане Республики Узбекистан обладают избирательными правами. Эти права предоставляются им независимо от пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения (часть первая статьи 18). Однако не могут быть избранными и не участвуют в выборах граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. В любых других случаях прямое или косвенное ограничение избирательных прав граждан не допускается (часть третья статьи 117). Равное избирательное право означает, что каждый гражданин имеет один голос и все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях.

Начальник группы воспитательной,
духовной и культурной деятельности
И.Турсунова

5

Ноябрь
2016

Торговля людьми - страшное преступление

В последние годы в результате стремительного развития науки, техники и информационных технологий, значительно активизировался процесс международной миграции, выросли возможности для осуществления гражданами трудовой деятельности и обучения в различных странах. Однако, наряду с положительными изменениями, наблюдается также увеличение числа транснациональных преступлений, в частности торговли людьми.

2 ноября 2016 года на филиале “Тошкент шаҳар телефон тармоғи” проведено мероприятие на тему “Борьба против торговли людьми” с участием доктора юридических наук, профессора Гулчехры Самадовны Маткаримовой и стажера в должности помощника прокурора Мирзо Улугбекского района города Ташкента Нурбека Уткирбоевича Шукурова. В статье 24 Конституции Республики Узбекистан отмечено, что “Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Посягательство на нее является тягчайшим преступлением”. Преступления, связанные с торговлей людьми вызывают беспокойство и тревогу в мире.

Торговля людьми занимает второе место по прибыльности для преступников после торговли наркотиками и оружием. Общий годовой доход от торговли людьми по всему миру составляет более 7 млрд. долл.США. Согласно сведениям ООН, каждый год в мире около 2 млн. 700 тыс. человек становятся жертвами торговли людьми. Торговля людьми причиняет ущерб свободе и личной неприкосновенности человека, подвергает её унижениям. Главным направлением торговли людьми в настоящее время является принуждение к труду, проще говоря, средневековое рабство в цивилизованном мире.

За последние годы в Узбекистане была сформирована нормативно-правовая база по искоренению преступлений, связанных с торговлей людьми. Наша страна присоединилась к основным международным актам, направленным на борьбу с трафиком людьми и защиту его жертв. В частности, принятие 17 апреля 2008 года Закона «О противодействии торговле людьми», явилось важным этапом в борьбе с торговлей людьми.

Торговля людьми в качестве транснационального преступления превратилась в актуальнейшую проблему международного масштаба, которая унижает достоинство человека, серьезно угрожает развитию общества и государства. Это преступление вызывает особую тревогу еще и тем, что его жертвами становятся женщины и дети. В нашей стране огромное внимание уделяется предотвращению и борьбе с подобными преступлениями. Принятые в 2008 году законы «О противодействии торговле людьми», «О ратификации Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющего Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (Нью-Йорк, 15 ноября 2000 года)» служат важной правовой основой в этом направлении.

Постановление Президента Ислама Каримова от 8 июля 2008 года «О мерах по повышению эффективности борьбы с торговлей людьми» является мощным стимулом в расширении масштабов работы в этом направлении. Данным постановлением главы государства утвержден Национальный план действий по повышению эффективности борьбы с торговлей людьми на 2008-2010 годы и создана Республиканская межведомственная комиссия по противодействию торговле людьми.

28

Октябрь
2016

В условиях формирования демократического правового государства институт выборов - реальный механизм осуществления народной власти

В декабре текущего года пройдут выборы Президента Республики Узбекистан согласно статьям 96,17 Конституции Республики Узбекистан и Закону Республики Узбекистан “О выборах Президента Республики Узбекистан”. В связи с этим Центральной избирательной комиссией последовательно осуществляется программа Основных мероприятий по подготовке и проведению к данному политическому мероприятию.

26 октября 2016 года на филиале “Тошкент шаҳар телефон тармоғи ” АК “Узбектелеком” проведено собрание, посвященное данному политическому событию. На собрании со своим докладом выступил доцент Ташкентского Государственного юридидического университета, кандидат юридических наук Игорь Владимирович Кудрявцев.

Создание правового демократического государства и открытого гражданского общества связано с осуществлением конституционных тенденций, организацией демократических выборов и созданием необходимых условий. В условиях формирования демократического правового государства институт выборов реальный механизм осуществления народной власти. Это нашло выражение и во Всеобщей декларации прав человека. В статье 21 настоящего важного международного документа указано, что воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования. Такая норма отражена и международном пакте от 1966 года о Гражданских и политических правах.

Необходимо отметить, что избирательное законодательство Узбекистана полностью отвечает международным стандартам и гармонически развивается вместе с ними. Конституция Республики Узбекистан является основой системы демократического избирательного законодательства нашей страны.

Согласно статье 7 основного Закона народ является единственным источником государственной власти. Демократические принципы избирательного процесса закреплены в Законах Республики Узбекистан “О выборах Президента Республики Узбекистан”, “О гарантиях избирательных прав граждан”, “О Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан” и других законодательных актах. В них нашли свое отражение основные стандарты осуществления демократических выборов – способ тайного голосования на основе единства, равенства и прямого избирательного права, добровольность участия в выборах, открытость и гласность его проведения.

Очевидно, что выборы Президента Республики Узбекистан, которые будут проведены 4 декабря текущего года имеют отношение к жизни каждого гражданина нашей страны, к данному важному общественно-политическому событию никто не может относиться безразлично. Поэтому, все граждане внесут свой вклад в обеспечении следования по пути развития гражданского общества и дальнейшего укрепления правового демократического государства путем участия граждан в выборах и изъявления воли и желания.

Начальник группы воспитательной, духовной и культурной деятельности
И.Турсунова

19

Август
2016

Жизнь моя, судьба моя-родной мой, неповторимый Узбекистан!

17 августа 2016 года перед празднованием 25 летия независимости Республики Узбекистан в филиале «Тошкент шаҳар телефон тармоғи» АК «Узбектелеком» было проведено мероприятие под названием «Жизнь моя, судьба моя-родной мой, неповторимый Узбекистан».

На мероприятии говорилось о событиях, произошедших 31 августа 1991 года, о днях объявления руководителем республики И.А.Каримовым независимости республики, особо отмечено об исторической важности высоких идей, изложенных в Постановлении Президента Республики Узбекистан «О подготовке и проведении праздника 25 летия независимости Республики Узбекистан». На мероприятие был приглашен доцент Национального университета имени Мирзо Улугбека, член Союза писателей Узбекистана Тулкин Эшбек, который отметил, что наша страна готовится к достойной встрече 25-летия государственной независимости Узбекистана – великого исторического события, положившего начало созданию нового демократического государства. Эта знаменательная дата является для нас самым дорогим праздником, подчеркивается в постановлении главы государства «О подготовке и проведении празднования 25-летия государственной независимости Республики Узбекистан».

Независимость в корне изменила смысл и содержание нашей жизни, открыла безграничные возможности для возрождения духовных ценностей, роста национального самосознания, построения свободной, благополучной жизни и процветающего общества. Из в недавнем прошлом аграрной республики с гипертрофированной экономикой, основанной на монополии производства хлопка, наша страна превратилась в современное индустриально развитое государство с высоким потенциалом. Лектор также отметил, что в книге «Высокая духовность – непобедимая сила» всесторонне, на теоретическом и практическом уровнях анализируется содержание духовности как сложного и многогранного понятия. Во все времена духовность являлась для человечества величайшим богатством, занимала значительное место в жизни отдельного человека и общества в целом. В произведении идет обстоятельный разговор о восстановлении в нашей стране за годы независимости духовности, о грандиозных делах, осуществляемых по ее развитию на основе современных требований, о целях и задачах, стоящих в этой связи перед нами. Книга посвящена проблемам соотношения и взаимодействия национальной идеи и духовной жизни и знакомит читателей с сутью национальной идеи, которая по внутреннему содержанию является духовным явлением. Как подчеркивается, существует диалектическая связь между национальной идеей, духовностью и духовной жизнью. Утверждается, что высшей целью каждого государства и общества является обеспечение благополучной и мирной жизни его народа. В связи с этим дается конкретное и логически обоснованное определение национальной идеи, которая характеризуется как внутренняя сила, воплотившая мечты и цели каждой нации, переходящая из поколения в поколение в качестве ее духовной и жизненной потребности.

Такие основные понятия национальной идеи, как мир и стабильность страны, процветание Родины, благополучие народа неразрывно связаны с духовным совершенствованием личности человека. В книге утверждается, что воспитание духовно богатой личности и создание духовно развитого общества являются основной задачей национальной идеи.

Присутствующие на мероприятии получили ответы на интересующие их вопросы.

 

Ирода Турсунова
Начальник группы воспитательной, духовной и культурной деятельности филиала «ТШТТ»

Английский | Узбекский | Русский